Финансы и Экономика

Анализ, прогноз.

 
 
Подписка РБА Журналы РБА
 

Сводка

Информеры - курсы валют


Лидер по вливаниям

В марте МВФ оценивал антикризисные меры (без учета поддержки финансового сектора) в среднем по G-20 в 1,8% ВВП в 2009 году и 1,3% ВВП – в 2010-м. Перед апрельской встречей "двадцатки" США предлагали установить ориентир по поддержке экономик в размере 2%. Евросоюз инициативу не поддержал. Тем не менее новые оценки МВФ свидетельствуют, что объем заявленной поддержки увеличен в среднем до 2% ВВП. Самой щедрой оказалась Россия (4,1% ВВП). Дальше следуют Южная Корея (3,9% ВВП), Саудовская Аравия (3,3%), Китай (3,1%), Япония (2,4%), Германия (1,6%), Великобритания (1,4%). Италия готова потратить лишь 0,2% своего ВВП, Бразилия и Индия – 0,6%, Франция – 0,7%. США выделяют 2%.

В странах, не обладающих большими резервами, меры поддержки ограничиваются опасностью роста дефицита бюджета: получить внешние займы на приемлемых условиях удастся не всем. По данным МВФ, лидерами по дефициту бюджета выступают Индия (10,2%), Великобритания (9,8%), Япония (9,4%), США (9,1%). Бюджетный дефицит России эксперты МВФ оценивают в 6,2% (правительство озвучило 7,4%). Глава МВФ Доминик Стросс-Кан подчеркнул, что наряду со стимулированием экономического роста странам необходимо поддерживать свои банковские системы и не допускать банкротства крупных банков, сообщает РИА Новости. По мнению Стросс-Кана, при этом важны не столько конкретные механизмы, сколько скорость, с какой оказывается помощь.

"России пока удалось избежать масштабного банковского кризиса, – отмечает главный экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева. – Это поможет нам восстановить экономику более быстрыми темпами и менее болезненно". Однако с точки зрения влияния фискальных мер на рост ВВП, по оценке ОЭСР, Россия в аутсайдерах: вложенный рубль здесь дает либо нулевой, либо отрицательный результат.

Нормализовать денежные потоки – главный стимул экономики – не удалось, признал замминистра экономического развития Андрей Клепач. Учитывая необходимость разного рода согласований и проведения конкурсов, бюджетные расходы, направленные на поддержку экономики, могут дойти до предприятий лишь к лету.

Впрочем, даже по масштабам господдержки экономики лидерство России спорно. Все зависит от того, как ведутся расчеты, отмечает Елена Лебединская из Экономической экспертной группы: "Такого спада ВВП, как у России, из-за снижения цен на энергоносители в большинстве стран не было. По отношению к небольшому ВВП меры поддержки действительно выглядят масштабно".

Независимые эксперты обращают внимание на низкую эффективность расходования бюджетных средств в рамках программы антикризисных мер поддержки экономики России. "У нас стратегия госпомощи сводится к накачке деньгами финансово-кредитной системы страны", – говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. В качестве примера другого подхода он приводит действия властей КНР, которые направляют бюджетные средства на развитие транспортной инфраструктуры и поддержание потребительского спроса. "Для чиновников проще вбросить деньги в банковский сектор, чем заниматься реформированием экономики, стимулировать потребительский спрос", – подчеркнул Николаев.

По его мнению, в огромных масштабах господдержки экономики сказывается психология властей, отвыкших за "шальные нефтяные годы" рационально расходовать бюджетные деньги. Россия в лидерах G20 по объемам выделяемой помощи, потому что пока дефицит покрывается из Резервного фонда. Но в 2010 году он может быть исчерпан и перед правительством встанет вопрос, где брать средства.

Научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин также убежден, что антикризисные меры правительства крайне неэффективны, несмотря на рекордно высокие, даже по масштабам G20, объемы госпомощи. Он назвал безумием направление 141 млрд. бюджетных рублей на поддержание фондового рынка. "У нас нет контроля за расходованием бюджетных средств. Причем такой контроль не осуществляется принципиально, поскольку это подорвет благополучие правящего класса", – полагает Делягин.

Эксперты ставят под сомнение реалистичность прогноза МВФ для России по бюджетному дефициту. По их мнению, дефицит будет значительно выше 6,2% ВВП. "Бюджетный дефицит может достичь 10% ВВП, и тогда мы опередим другие страны G20", – считает Николаев.

Татьяна Фроловская, РБК daily

 

Последние новости


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru