Финансы и Экономика

Анализ, прогноз.

 
 
Подписка РБА Журналы РБА
 

Сводка

Информеры - курсы валют


Минфин адаптирует бюджет к безденежью

Минфин адаптирует бюджет к безденежью

Минфин опубликовал доработанный после его утверждения 30 июля правительством проект «Основных направлений бюджетной политики» - «идеологической» части бюджета на 2010 и 2011 - 2012 годы.

Формально изменения цифр в прогнозах Минфина невелики. Прогноз дефицита федерального бюджета-2010 зафиксирован в 3,4 трлн. руб. (в прежней версии 3,2 трлн. руб.), или 7,5% ВВП. Доходы снизятся с 17,1% ВВП в 2009 году до 15,7% ВВП в 2010 - 2011 годах и 15,5% ВВП в 2012 году. При этом расходы бюджета, в 2009 году оцениваемые в 25,9% ВВП (в 2007 - 2008 гг. - 18,1 - 18,2% ВВП), в 2010 году составят 23,2% ВВП, далее запланировано их снижение до 20% ВВП в 2011 году и почти до предкризисного уровня в 18,5% ВВП в 2012 году. Минфин объясняет эту стратегию необходимостью адаптации экономики к кризисным условиям.

Парадоксально, но крупнейшей антикризисной тратой-2010 станет финансирование возросшего дефицита Пенсионного фонда, возникшего из-за решения правительства увеличивать ставки платежей в социальные фонды (в первую очередь пенсионный) лишь с 2011 года. Отказ от повышения в 2010 году бывшего ЕСН и дальнейшее финансирование дефицита расширенного бюджета в 2010 - 2012 году за счет резервного фонда и фонда национального благосостояния (первый исчерпается в 2010 году полностью, от второго в 2012 году останутся 655 млрд. руб. «неснижаемого остатка» средств, размещенных в ВЭБе, и около 300 млрд. руб. свободных средств) преследуют, по сути, одну цель: рост средней пенсии в 2010 году на уровень 38% к средней зарплате против 24% сейчас. Причем Минфин прямо говорит об опасности новых проблем пенсионной системы уже в 2014 - 2015 годах: перспективы долгосрочного баланса в ней туманны.

Обязательства РФ, «подлежащие исполнению в полном объеме» (в бюджетной росписи они на первом месте), увеличатся в 2010 году на 23% - с 3,192 трлн. руб. до 3,925 трлн. руб. Максимальный рост расходов - более чем вдвое, на 129% - предусмотрен как раз на обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда (1,166 трлн. руб. против 354 млрд. руб. в 2009 году, рост на 812 млрд. руб.); далее идет выплата госпенсий - 253 млрд. руб. против 180 млрд. руб. в 2009 году, рост на 40%. Но и вне пенсионного проекта бюджет на 2010 год остается весьма напряженным: концепция «адаптации к кризису» не позволяет резко сократить расходы, ожидания на которые и в обществе, и в госаппарате сформированы на пике цен на нефть. В системе межбюджетных трансфертов решено сохранить объемы трансфертов регионам в 2010 году на уровне 1 трлн. руб.

Далее в списке расходов - выделение бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений госполитики (раздел, в котором предполагалась экономия бюджетных средств и перераспределение расходов). Однако и тут расходы вырастут к 2009 году на 94 млрд. руб., или 2,9%, с 3,245 до 3,339 трлн. руб. Так, ассигнования по нацпроекту «Здоровье» увеличены на 12% со 102 до 115 млрд. руб. «Образование» потеряет 41% финансирования, или 11,1 млрд. руб. - после 27,1 млрд. в 2009 году в 2010-м на него намерены потратить лишь 16 млрд. руб., но во многом резервы в финансировании обоснованы демографическими особенностями 2010 - 2012 годов). Сокращены расходы на «развитие транспортной системы» (-25 млрд., или 8% средств 2009 года), «поддержку АПК» (-0,6 млрд.), но статья «подготовка особо значимых международных проектов» (проведение Олимпийских игр в Сочи, Универсиады в Казани, саммита АТЭС во Владивостоке) вырастет со 136 до 226 млрд. руб.

Финансирование гособоронзаказа в 2010 году составит 101,2% к уровню 2009 года с сохранением этого уровня в 2011 и 2012 годах. При этом закупки продовольствия увеличат на 25,6% от уточненного гособоронзаказа 2009 года, что «связано с увеличением числа военнослужащих» и ростом цен. Остальные оборонные расходы попали под «оптимизацию» и составят 76,2% от объема 2009 года. Наконец, расходы на федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) и ФЦП сокращаются, но крайне медленно - с 1,15 трлн. руб. в 2009 году до 1,032 трлн. руб. в 2010 году. Столь мягкое сокращение расходов на ФЦП и ФАИП - компромисс между идеологами «плана-2020» в Белом доме и сторонниками экономии. При этом в 2010 году восстановится финансирование инвестфонда - по этой линии израсходуют 35,4 млрд. руб.

После 2010 г., когда кончится резервный фонд, дефицит станет гаситься за счет госзаимствований. Минфин признает, что при больших объемах дефицита государство начнет конкурировать с частным сектором на рынках капитала. Корпорации уже наращивают выпуск облигаций, пишет Минфин, только в этом июне зарегистрировано 27 новых выпусков корпоративных облигаций объемом 221 млрд. руб. Портфель корпоративных облигаций растет быстрее портфеля ОФЗ, и доходность корпоративных бумаг тоже выше. С начала года российские корпорации разместили 21 выпуск еврооблигаций на $10,4 млрд.

Совокупный объем госдолга с 10,04% ВВП в 2009 г. вырастет до 16,41% в 2012 г. К концу 2012 г. доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 53,2%.

Хотя Минфин считает уровень долговой нагрузки бюджета низким, резкий рост займов к 2011 году вызывает наибольший скепсис экономистов. Юлия Цепляева из Merrill Lynch считает, что технически займы такого размера возможны, но переход РФ к «агрессивной» политике займов может привести и к снижению кредитного рейтинга страны, и к росту ставок выше 8% годовых. Она полагает, что долгосрочная стратегия «хронического» дефицита бюджета РФ в 3 - 4% ВВП в год при финансировании его займами вполне вероятна: «К 20-му году Россия вполне может иметь суверенный долг в размере 45% ВВП». А Евгений Гавриленков из «Тройки Диалог» считает такого размера займы РФ «нереальными» и предлагает не относиться к документу Минфина всерьез. По его мнению, в марте 2010 года «начнется новый бюджетный процесс» - пересмотр уже принятого бюджета.

Пока же корректируются даже цифры 2009 года. Так, начальник управления таможенных доходов ФТС Борис Шкуркин сообщил, что Минфин согласился снизить ведомству годовой план сборов с 3,47 трлн. до 3,17 трлн. руб. (на 9%). Причина - большее, чем предполагало правительство, сокращение импорта. Минфин уже заложил в прогноз на 2010 год сокращение импорта еще на 55 - 58% к уровням 2009 года. Даже с учетом обвала импорта в первом полугодии 2009 года на 50% такой прогноз выглядит крайне резким - в отличие от прогноза сокращения экспорта в 2010 году на 45% от уровня прошлого года.

Дмитрий Бутрин, Коммерсантъ

 

Последние новости


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru